Рисование бордюров по образцу: урок по теме «Рисование бордюров»

Содержание

урок по теме «Рисование бордюров»

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

116344

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Занятие по курсу внеурочной деятельности. Рисование бордюров.

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности

«Развитие познавательной сферы»

Тема занятия: Рисование бордюров по образцу

Цель: Развитие графомоторных навыков

Задачи:

уметь согласовывать движение руки, глаза, пальцев и кистей рук;

— умению выполнять инструкцию педагога;

— проводить сравнение по заданным критериям.

Оборудование: парта, стул, зеркало, экран настроения, таблички (названия эмоций), цветные фломастеры, печатный раздаточный материал.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Приветственная игра — активизатор: «Экран настроения »

-Здравствуй, я очень рада тебя видеть! Давай посмотрим, какое у тебя сегодня настроение. Какой ты сегодня? Какое у тебя настроение? Покажи (работа с зеркалом). Покажи грустное лицо. Покажи злое лицо.

II. Основная часть

Работа за партой.

Упражнение «Повтори» Выполнение движений в воздухе.

Упражнение «Росчерк» Выполнение росчерка на листке бумаги.

Упражнение «Бордюр» Обведение и дорисовка бордюров.

III. Заключительная часть

Рефлексия

Артем, что мы делали? (табличка) Тебе понравилось? (Да, нет)

Упражнение «Кубик эмоций» Давай поиграем. Бросание кубика, изображение эмоций.

Артём, ты молодец! Старался!

Технологическая карта урока 4 Рисование бордюров

Технологическая карта урока 4
Рисование бордюров

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения; применяют обобщающие слова

Основное содержание темы, понятия
и термины

Игровые упражнения с пальцами, палочками, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв – полуовал; узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру, обобщающие слова

Образовательные
ресурсы

1. Простой и цветные карандаши.

2. Тетрадь дошкольника 5–6 лет : учимся правильно писать / авт.-сост. Л. А. Выткалова, П. В. Краюшкина. – Волгоград : Учитель, 2009

Сценарий урока

Откройте прописи на с. 11–12, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик.

Отвечают
на вопросы:

Будем отрабатывать написание полуовалов, рисовать узоры
и бордюры, обводить по контуру и штриховать
различными способами предме-
ты; вспомним
героев сказки
«Колобок», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают

Продолжение табл.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение»

Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный

– Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок.

Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек.

Учитель раздает каждому учащемуся палочки.

– Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок

Выполняют упражнение

Внимательно слушают, выполняют упражнение
с палочками
(по замыслу
учащегося)

2. Обведение предметов по контуру
(с. 11)

Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный, практический

– Откройте учебные тетради на с. 11.

– Скажите, кто изображен на картинках?

– Как одним словом можно сказать?

– Героев какого литературного произведения
изобразил художник?

Отвечают
на вопросы:

Бабочка, жук,
муравей, муха.

Насекомые.

К. Чуковского «Муха-Цоко-
туха».

Формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают содержание иллюстраций; правильно сидят при письме,

Индивидуальный. Проверка правильной посадки за столом, положения учебной тетради при письме, верного обращения с карандашом во время

Продолжение табл.

Почему они изображены радостными,
веселыми?

– Сядьте правильно, возьмите простой карандаш, положите правильно учебную тетрадь, обведите точно по контуру по-своему выбору предмет,
изображенный на с. 11

Муха-Цокотуха празднует свое освобождение от Паука-
злодея, который хотел Муху
погубить.

Выполняют
задание

держат карандаш, верно располагают учебную тетрадь на столе; обводят предметы четко по кон-
туру, пользуются обобщающим
словом

выполнения работы, точного обведения предмета по контуру

IV. Закрепление знаний и способов действий.

1. Письмо элементов букв – полуовалов
(с. 10–11)

Фронтальная, индивидуальная; объяснение с показом образца написания элемента, письмо элемента; словесный, практический, наглядно-демонстрационный

– Посмотрите на нижнюю часть с. 10–11. Какой элемент дан в рабочей строке?

– Расскажите, как правильно прописывать
полуовалы.

– Проверьте посадку за столом, правильное
положение карандаша и учебной тетради

Отвечают
на вопросы:

Полуовал.

При педагогической поддержке учителя вспоми-
нают написание элемента (см. урок 7). Самостоятельно выполняют задание. Подчеркивают тот элемент, который получился лучше всех.

Выполняют
задание.

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с карандашом,
пишут элементы букв – полуовалы; ориентируются в учебной тетради, рабочей строке; внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, штрихуют предметы, не выходя за контур

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом, написания элемента букв: полуовалов, штриховки предметов, не выходя за контур

Продолжение табл.

при письме, обведите элемент в тетради, продолжите написание полуовала.

Учитель обращает внимание на соблюдение одинакового расстояния между элементами.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Игровое упражнение с пальчиками «Пальчики здороваются».

Кончик большого пальца правой руки поочеред-но касается кончиков указательного, среднего,
безымянного пальцев и мизинца. Те же движения затем выполняются пальцами левой руки,
потом двумя руками одновременно

Выполняют
движения физкультминутки

2. Письмо элементов букв – полуовалов; узоров, бордюров

(с. 10–11)

– Переверните страницу учебной тетради вперед.

– Назовите, герои какой сказки изображены
на с. 12.

– Вспомним содержание русской народной
сказки «Колобок».

– Почему история про Колобка так грустно закончилась?

– Но ведь ему было, наверное, интересно и любопытно, как и всем нам, что там, за пределами избы?

Сказки
«
Колобок».

Рассказывают сказку (по це-
почке).

Колобок не послушался бабу
и деда.

Да, но надо
было дождаться возвращения
бабы и деда,
попросить их
сопровождать его на прогулке.

Окончание табл.

– Что делали на уроке?

– Что помогло вам выполнить задания?

– Можете выполнить письмо узоров и бордюров на с. 12. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей

Отвечают
на вопросы:

Учились работать в рабочей строке, писать
элементы букв.

Справиться
с работой помогли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение, уверенный настрой
на урок

Формулируют ответы на вопросы, проводят
внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку

Конспект урока по русскому языку 1 класс «Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий».

Конспект урока по русскому языку. (1класс)

Дата: 8.09.15.

Тема: «Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий».

Ход урока:

I.Орг.момент.

II.Сообщение темы и целей урока.

1.Проверка готовности к уроку.

— Ребята, сядьте правильно. Руки должны быть на парте, ноги на полу. Обратите внимание на плакат «Сиди правильно»

— Проверьте свои рабочие места. Все ли у вас на месте? Готовы ли вы к уроку? У вас на столе должно лежать: тетрадь по письму, дневник, цветные карандаши и пенал.

— Вспомните, что мы делали на прошлом уроке?

— Верно! Сегодня мы продолжим путешествовать по страницам нашей прописи.

III.Изучение нового материала.

1.Повторение пройденного.

— Ребята, давайте вспомним, как называются эти линии. (рабочие строки, верхняя и нижняя рабочая строка)

2.Пальчиковая гимнастика.

Идёт по парте человек,

Переставляя ножки.

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось? Рожки! 

3.Работа с прописью.

— Сегодня вновь в гости к нам пришел Винни-пух. Он просит вас написать наклонную линию и полуовал.

— Посмотрите на доску. Этот элемент называется наклонная линия, а этот – полуовал.

— Посмотрите, как он пишется. Начинаю с верхней рабочей строки, веду вниз к нижней рабочей строки.

— Посмотрите в пропись и повторите.

— Я пройду по рядам и посмотрю, как вы выполняете.

— Умнички, ребята. У всех красиво и правильно получается.

— А теперь мы будем писать похожие элементы букв, но только полуовал будет смотреть ножками вверх.

— Посмотрите на доску как я записываю, а затем повторите.

— Наклонную линию начинаю писать с верхней рабочей строки, довожу карандаш вниз, к нижней рабочей строке.

— Теперь пишу полуовал. Начинаю писать с верхней рабочей строки, веду карандаш вправо, закругляю внизу, веду карандаш вверх, к верхней рабочей строке.

— А теперь, допишите эти элементы до конца рабочей строки.

— Умнички, ребята. У вас у всех аккуратно и правильно получается.

— А, теперь мы будем писать большие наклонные линии.

— Посмотрите в пропись на образец. Первую наклонную линию начинаю писать с нижней рабочей строки и веду ее вверх, а вторую наклонную линию начинаю писать с верхней рабочей строки и веду ее вниз. Для того, чтобы вам было понятно, в прописях у вас стоят стрелочки, они указывают направление движения карандаша.

— Напишите самостоятельно большие наклонные линии, а я пройду по рядам и посмотрю.

— Молодцы! Все очень хорошо справились с заданием Винни-пуха.

IV.Подведение итогов.

— Что мы сегодня повторили на уроке?

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились.

— Молодцы, ребята! Все хорошо справились с работой.

План конспект по русскому языку 1 класс Тема: «Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий».

Конспект урока по русскому языку. (1класс)

Урок 4 Дата: 8.09.15.

Тема: «Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий».

Ход урока:

I.Орг.момент.

II.Сообщение темы и целей урока.

1.Проверка готовности к уроку.

— Ребята, сядьте правильно. Руки должны быть на парте, ноги на полу. Обратите внимание на плакат «Сиди правильно»

— Проверьте свои рабочие места. Все ли у вас на месте? Готовы ли вы к уроку? У вас на столе должно лежать: тетрадь по письму, дневник, цветные карандаши и пенал.

— Вспомните, что мы делали на прошлом уроке?

— Верно! Сегодня мы продолжим путешествовать по страницам нашей прописи.

III.Изучение нового материала.

1.Повторение пройденного.

— Ребята, давайте вспомним, как называются эти линии. (рабочие строки, верхняя и нижняя рабочая строка)

2.Пальчиковая гимнастика.

Идёт по парте человек,

Переставляя ножки.

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось? Рожки! 

3.Работа с прописью.

— Сегодня вновь в гости к нам пришел Винни-пух. Он просит вас написать наклонную линию и полуовал.

— Посмотрите на доску. Этот элемент называется наклонная линия, а этот – полуовал.

— Посмотрите, как он пишется. Начинаю с верхней рабочей строки, веду вниз к нижней рабочей строки.

— Посмотрите в пропись и повторите.

— Я пройду по рядам и посмотрю, как вы выполняете.

— Умнички, ребята. У всех красиво и правильно получается.

— А теперь мы будем писать похожие элементы букв, но только полуовал будет смотреть ножками вверх.

— Посмотрите на доску как я записываю, а затем повторите.

— Наклонную линию начинаю писать с верхней рабочей строки, довожу карандаш вниз, к нижней рабочей строке.

— Теперь пишу полуовал. Начинаю писать с верхней рабочей строки, веду карандаш вправо, закругляю внизу, веду карандаш вверх, к верхней рабочей строке.

— А теперь, допишите эти элементы до конца рабочей строки.

— Умнички, ребята. У вас у всех аккуратно и правильно получается.

— А, теперь мы будем писать большие наклонные линии.

— Посмотрите в пропись на образец. Первую наклонную линию начинаю писать с нижней рабочей строки и веду ее вверх, а вторую наклонную линию начинаю писать с верхней рабочей строки и веду ее вниз. Для того, чтобы вам было понятно, в прописях у вас стоят стрелочки, они указывают направление движения карандаша.

— Напишите самостоятельно большие наклонные линии, а я пройду по рядам и посмотрю.

— Молодцы! Все очень хорошо справились с заданием Винни-пуха.

IV.Подведение итогов.

— Что мы сегодня повторили на уроке?

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились.

— Молодцы, ребята! Все хорошо справились с работой.

Урок по русской грамоте «Слово. Кто с кем говорит. Как мы говорим. Рисование бордюров, волнистой линии.» (1класс)

Грамота

Тема: Слово. Кто с кем говорит.

Как мы говорим. Рисование бордюров, волнистой линии.

Цель урока: развитие навыков слушания, говорения; связной речи на материале сказок, прививание любви к слову через сказки; развитие внимания, памяти, логического мышления; подготовка руки к письму: рисование, раскраска предметов.

Ход урока

1.         Слово учителя.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

 — Почему люди понимают друг друга? С помощью чего передают свои мысли? Что помогает им общаться, т.е. разговаривать? Все, что мы говорим — это наша речь. Слово — это часть нашей речи. Каждое слово будем отмечать полосочкой. См.: солнце (слово). Обведи рисунок. Дом — слово, нарисуй полосочку. Цветок — слово, нарисуй полосочку.

3.         Развитие связной речи.

Работа по картинкам (с. 8-9): 1) развитие диалогической речи: сюжетная картинка: о чем говорят дети? (Рассказывают о своих рисунках.) Речь нам нужна для того, чтобы выразить все свои мысли и чувства. Составь разговор девочки, которая рисует солнышко и мальчика, который рисует машину. О чем они сообщили друг другу?

2)         Развитие монологической речи: по картинкам учащиеся составляют рассказ (выбери картинку для своего рассказа): «Я пошла в школу» или «Как девочка прощалась с игрушками»; «Как мы ходили на рыбалку. Что мы поймали»; «О чем я говорю по телефону», «Поздравляю с днем рожденья!»

3)         Игра «Кто с кем и о чем говорит?», с. 14: мама-сын — робот-папа- бабушка-внучка-мама. Придумай, о чем они могли говорить друг с другом. Разыграй ситуацию « У меня зазвонил телефон». Вспомни стихи К. Чуковского: «У меня зазвонил телефон». Чтение наизусть строчек из стихотворения К. Чуковского.

4.         Физкультминутка.

Поднимает руки класс — это раз.

Завертелась голова — это два.

Три — руками три хлопка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо сесть.

5.         Письмо.

Рисование бордюров и волнистой линии.

6.         Развитие связной речи. (см. «Спутник букваря»)

Слушание рассказа «Пелле один на свете» (по И. Сигсгорду).

Беседа-размышление по содержанию: Почему Пелле остался один? Можно ли общаться с самим собой?

7.         Подведение итогов урока: — что нового вы узнали? речь, слово, схема слова; 2) все, что мы говорим и пишем, — это наша речь. Наша речь состоит из слов. Слово мы отмечаем полосочкой. Это схема слова.

8. скоро прозвенит звонок.

Собери портфель, дружок!

Аккуратно по порядку

Книги, ручку и тетрадки.

Грамота

Цель урока: развитие навыков слушания, умения соотносить звуки нашей речи; развитие внимания, памяти, логического мышления; подготовка руки к письму: рисование, раскраска предметов.

Ход урока

I. Вводная беседа.

– Ребята! Мы отправимся с вами в путешествие в Волшебную страну звуков! На чем можно отправиться в путешествие?

Учащиеся называют различные виды транспорта и средства передвижения, а учитель вывешивает на доске картинки с их изображением и просит произнести звук, исходящий от этого предмета.

– И вот мы в пути! Кто может встретиться нам в дороге?

Учащиеся называют различных животных и подражают их голосами.

– А вот и вход в Волшебную страну!

Учитель прикладывает палец к губам: ш-ш-ш.

II. Физминутка. Игра «Волшебная страна звуков».

Учитель называет действие, а учащиеся голосами и движениями изображают его. Игра проводится стоя.

             Мы входим в красивые ворота, высокие – до самого солнца. Учащиеся высоко поднимают   и разводят руки.

            Мы идем тихо-тихо. шагают на месте.     Учащиеся на цыпочках      

            Оглянулись по сторонам.   Оглядываются.

            И пошли смелее.      Учащиеся хлопают руками  по коленям.

 Побежали…  Хлопают быстрее.

            Тихо…            Ученики прикладывают палец  к губам, произносят «ш-ш-ш»

             и тихо садятся на места.

III. Работа по теме.

– Вот мы и попали в Волшебную страну! Вы удивлены, почему мы ничего не видим? Ведь это страна Звуков! А их мы можем только слышать.

Учитель предлагает учащимся установить в классе полную тишину и послушать звуки улицы. Учащиеся рассказывают, что они слышали, как это звучало и от кого (чего) исходил этот звук.

Тысячи разных звуков окружают человека: шорох камышей, лай собаки, завывание ветра. Но нас окружают и особые звуки, которые не с чем сравнить –
звуки человеческой речи. Только они, объединяясь, создают слова, значение которых мы пониманием.

Учитель предлагает детям игру «Волшебный звук». Учитель или ребенок произносит один звук, а остальные придумывают слова на этот звук (5–6 звуков).

– В – ворота, ворона, велосипед и т.д.

– А – арбуз, абрикос, аист, артист, автобус и т.д.

– Р – рот, рука, ракета, рыба и т.д.

IV. Работа по Букварю.

– А вот мы на картинке в Волшебной стране! Кто узнал себя? Какой ты, что делаешь?

Учитель предлагает дать имена всем детям на картинке.

– Какое время года в Волшебной стране звуков? Почему? Докажи.

Чем занимаются ребята? О чем разговаривают?

Что нарисовала девочка, сидящая на коленях, с двумя хвостиками?

О чем думает девочка с тремя бантиками на голове?

Как определить, кто разговаривает, а кто молчит?

Главными символами страны Волшебных звуков являются ухо и рот (учитель показывает картинки: герб – ухо, флаг – губы).

Почему в этой стране главные ухо и губы? (Потому что звуки мы слышим и произносим.)

V. Работа в прописи.

1) Учитель предлагает ребятам нарисовать предметы, звуки которых мы слышим.

«Мозговой штурм». Какие предметы нарисуешь ты? (опрос  учеников).

После рисования спросить учащихся, что они нарисовали, и назвать, какие звуки издает этот предмет.

2) Рассмотреть «флаг» Волшебной страны, вспомнить, почему там нарисованы губы (рот) и предложить нарисовать предметы. (Вариант: на определенный звук.)

«Мозговой штурм». Произнеси звуки, какие издает тот предмет, который ты нарисуешь (опрос  учащихся).

Что вы  нарисовали. Вариант: предложить учащимся обменяться прописями и назвать, что нарисовал сосед по парте.

4.         Физкультминутка.

Поднимает руки класс — это раз.

Завертелась голова — это два.

Три — руками три хлопка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо сесть.

VI. Работа по Букварю.

Рассматривание «теремка» и животных, расположенных вокруг. Определить, в какой комнате, на каком этаже может жить какое животное. Нарисовать животных в пустом «окошке».

Рассматривание картинок. Учитель предлагает вспомнить сказки, их краткое содержание. Предложить учащимся в парах подготовить диалог главных героев всех сказок, а по желанию озвучить диалог перед всем классом одной сказки .

Вспомните сказки, которые вы знаете, и коротко напомните их содержание или назовите  героев сказки.

Игра «Отгадай героя сказки».

1.         Всех на свете он добрей,

            Лечит он больных зверей.

            Побеждал не раз злодея

            И пирата Бармалея.

            Он известен, знаменит,

            Это доктор … (Айболит).

2.         У отца был мальчик странный,

            Необычный, деревянный.

            Но любил папаша сына.

            Что за странный

            Человечек деревянный,

            На земле и под водой

            Ищет ключик золотой?

            Всюду нос сует свой длинный.

            Кто же это?… (Буратино).

VII. Работа в прописи.

Подготовка к письму.

1) Соотнесение предметов и персонажей: кому принадлежат данные предметы. Раскрашивание предметов (яичко, ключик, Буратино, курочки и др.).

2) Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу расположены герои сказок и их предметы. Курочка справа, Буратино слева, ключик вверху, яичко внизу.

VIII. Работа в прописи. Знакомство с рабочей строкой (маленькая волна) и нерабочей строкой (большая волна).

VIIII.Итог

— что нового вы узнали? – чему научились?

ПРИЕМ РИСОВАНИЯ БОРДЮРОВ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ — КиберПедия

ШКАТУЛКА ЛОГОПЕДА

ЛОГОКАРАНДАШ

ПРИЕМ РИСОВАНИЯ БОРДЮРОВ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Логопедические занятия, направленные на формирование графомоторных навыков (или уроки каллиграфии) полезно завершать рисованием цветных бордюров.

Эта работа

Ø эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий,

Ø учит распределять внимание между несколькими условиями,

Ø способствует формированию самоконтроля,

Ø развивает оперативную память.

Все это достигается в менее регламентированных и строгим условиях, чем условия выполнения собственно учебных упражнений. Кроме того, работа с цветом, который ребенок выбирает самостоятельно, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства в том числе и отношение к занятию.

Характерная особенность бордюров в том, что они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжать как вправо, так и влево. Поэтому и начинать рисование можно не только от левого края листа, но и с середины или с четверти строки, а, начав от левого края, необязательно доводить работу до конца. Это дает возможность рисовать один бордюр частями, возвращаясь к нему на других занятиях или заканчивая его дома.

Рисование бордюров также состоит из двух этапов.

Первый — обучающий. Логопед объясняет детям, как рисовать разные виды бордюров, учит их этому, формируя ориентировочную основу действий. Этот этап длится достаточно долго, ибо очень важно овладеть техникой выполнения бордюра, так как именно она развивает указанные выше мыслительные операции. При её нарушении работа эта теряет свой развивающий и корректирующий эффект.

На усвоение техники рисования одного бордюра уходит как минимум три-четыре занятия. В течение этого периода вид бордюра, подлежащего изображению, задает специалист.

Второй этап основной. После того как дети усвоят технику выполнения всех видов бордюров, они могут самостоятельно выбирать для рисования тот или иной вид и варианты его выполнения. При рисовании можно использовать несколько цветов, а можно рисовать одним-единственным, варьируя степень его интенсивности (нажима карандаша). Важно, чтобы ребенок выбирал те цвета, которые нравятся именно ему.

Логопед не дает никаких рекомендаций и не демонстрирует никаких образцов, предоставляя детям полную свободу самовыражения, и контролирует только заданную технику рисования.

Нарисовав бордюр, дети показывают свои работы друг другу. Время от времени полезно устраивать в группе выставки таких работ. Постепенно элементы, составляющие бордюр, усложняются: например, можно не закрашивать клеточки в тетради, а рисовать в них какие-нибудь геометрические или другие фигуры — круги, овалы, простейшие элементы растительного орнамента (листочки, яблоки и т.п.). При этом дети сначала рисую чередующиеся фигуры, а потом закрашивают их, соблюдая один из описанных ниже способов.


ЛЕНТОЧНЫЙ БОРДЮР

Ребенку предлагается раскрасить ряд клеточек цветными ка­рандашами. Он:

• кладет перед собой все имеющиеся у него карандаши;

• выбирает любой из них;

• закрашивает подряд либо заданное количество клеточек, либо столько, сколько захочет, и кладет этот карандаш обратно;

• затем берет другой и закрашивает столько же следующих по порядку клеточек и т. д.

По своему желанию он может соблюдать ритмичность цветов или не соблюдать. Если возникнет необходимость прервать бордюр, не закончив строки, то сделать это можно только заданным (или выбранным) количеством кле­точек одного цвета. А если бордюр доходит до конца строки, он завершается тем количеством клеточек следующего цвета, какое помещается до ее окончания.

РИТМИЧНЫЙ БОРДЮР

Количество цветов в орнаменте должно быть кратным трем (3, 6, 9 и т.д.). Но надо, чтобы число цветных карандашей всегда было несколько большим, тогда у ребенка будет возможность выбора цвета.

Например: выполнения 6-цветного бордюра. Перед ребенком лежат семь или более цветных карандашей (все, какие у него есть) и:

• берет для работы и держит в руке шесть карандашей любых цветов;

• выбрав один из них, закрашивает пер­вую клеточку, после чего перекладывает его в другую руку;

• затем выбирает карандаш другого цвета, закрашивает следующую кле­точку — и так все шесть клеточек, например, в следующей после­довательности цветов: красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий;


• затем получившееся чередование снова повторяется в той же последовательности.

Прервать работу, не закончив строки, или завершить ее можно только после окончания цикла из шести выбранных цветов, т.е. закрасив 12, 18 и т.д. клеточек. Группа карандашей из руки кладется на стол или в коробку только по окончании работы как знак ее завершения.

На первом этапеученики закрашивают каждым цветом по одной клеточке,

на втором—-они могут раскрашивать одним том подряд несколько клеточек, число которых определяют своему желанию, но троичный цикл при этом сохраняется.

БОРДЮР «ЗМЕЙКА»

Для этого бордюра выбирается кратное трем количество цветов. Бордюр состоит из двух рядов ритмичного бордюра:

§ первый рядвыполняется точно так же, как в ритмичном бордюре,

§ второй ряд— в обратном направлении, т.е. справа налево, конца строки к ее началу, с соблюдением заданной (или выбранной) последовательности цветов.

Завершается бордюр любым цветом, безотносительно к троичному циклу.

СТУПЕНЧАТЫЙ БОРДЮР

§ Ребенок берет простой карандаш и, отступив от левого края страницы вправо на три клеточки или более, рисует вниз и влево лесенку из четырех ступенек.

§ Пропускает вправо две клеточки и рисует такую же лесенку. И так до конца строки. Ширина лесенки может быть в одну, две, три и более клеточек. Количество ступенек также может быть больше или меньше, чем в данном образце.

§ Закрашивает по горизонтали разными цветами по типу ленточного бордюра. На концах строчек остаются пустые клеточки, которые придают орнаменту незаконченный вид. Логопед помогает ребенку представить, как будут располагаться ступеньки дальше, и изобразить их в усеченном виде.

§ Ребенок заканчивают лесенку самостоятельно.

МНОГОЯРУСНЫЙ БОРДЮР

Задачи выполнения бордюра этого типа — распространять рисунок как по горизонтали, т.е. менять цвета в определенном алгоритме, так и по вертикали (изменять интенсивность цвета от ряда к ряду).

1) Логопед учит детей пользоваться двумя степенями нажима:

§ сильным нажимом, но так, чтобы карандаш не сломался,

§ и совсем слабым.

Затем они пробуют закрашивать бордюр с тремя степенями нажима:

§ слабо нажи­мая на карандаш,

§ нажимая чуть больше

§ сильно.

Это позволяет составлять бордюр уже не из двух или четырех строчек, а из трех или шести.

Можно задавать диапазон развития интенсивности цвета по вертикали, предложив им цветной образец бордюра. При этом дети могут выбрать цвета, не совпадающие с образцом, но их интенсивность должна быть максимально приближена к данной.

Многоярусный бордюр имеет несколько вариантов, обучение которым проходит в следующей последовательности.

 

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ БОРДЮР

Представляет собой тип орнамента, в котором имеется несколько элементов, расположенных со смещением относительно друг друга. Бордюр составляется по типу многоярусного в любом из его вариантов.

§ На этапе обучения дети, нарисовав первую строку ритмичного бордюра, приступают к построению второй выше или ниже (в зависимости от выбора). При этом последовательность цветов смеща­ется вправо на одну клетку — и так от строки к строке. По мере научения цвета можно смещать вправо на две либо на три клетки.

§ На этапе самостоятельного выбора дети могут по своему жела­нию смещать клетки или вправо, или влево. В каждом ряду смеще­ние может быть разным, что обусловлено только желанием само­го ребенка. Количество строк определяется по выбору.

 

Все типы бордюров (за исключением ступенчатого) рисуются только по горизонтали слева направо или справа налево — сначала одна строка, затем другая и т.д. Не следует позволять ученикам рисовать их столбиками сверху вниз или снизу вверх. Ступенчатый бордюр дети рисуют простым карандашом сверху вниз, но раскрашивают цветными карандашами обязательно по горизонтальным рядам.

 

ШКАТУЛКА ЛОГОПЕДА

ЛОГОКАРАНДАШ

ПРИЕМ РИСОВАНИЯ БОРДЮРОВ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Логопедические занятия, направленные на формирование графомоторных навыков (или уроки каллиграфии) полезно завершать рисованием цветных бордюров.

Эта работа

Ø эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий,

Ø учит распределять внимание между несколькими условиями,

Ø способствует формированию самоконтроля,

Ø развивает оперативную память.

Все это достигается в менее регламентированных и строгим условиях, чем условия выполнения собственно учебных упражнений. Кроме того, работа с цветом, который ребенок выбирает самостоятельно, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства в том числе и отношение к занятию.

Характерная особенность бордюров в том, что они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжать как вправо, так и влево. Поэтому и начинать рисование можно не только от левого края листа, но и с середины или с четверти строки, а, начав от левого края, необязательно доводить работу до конца. Это дает возможность рисовать один бордюр частями, возвращаясь к нему на других занятиях или заканчивая его дома.

Рисование бордюров также состоит из двух этапов.

Первый — обучающий. Логопед объясняет детям, как рисовать разные виды бордюров, учит их этому, формируя ориентировочную основу действий. Этот этап длится достаточно долго, ибо очень важно овладеть техникой выполнения бордюра, так как именно она развивает указанные выше мыслительные операции. При её нарушении работа эта теряет свой развивающий и корректирующий эффект.

На усвоение техники рисования одного бордюра уходит как минимум три-четыре занятия. В течение этого периода вид бордюра, подлежащего изображению, задает специалист.

Второй этап основной. После того как дети усвоят технику выполнения всех видов бордюров, они могут самостоятельно выбирать для рисования тот или иной вид и варианты его выполнения. При рисовании можно использовать несколько цветов, а можно рисовать одним-единственным, варьируя степень его интенсивности (нажима карандаша). Важно, чтобы ребенок выбирал те цвета, которые нравятся именно ему.

Логопед не дает никаких рекомендаций и не демонстрирует никаких образцов, предоставляя детям полную свободу самовыражения, и контролирует только заданную технику рисования.

Нарисовав бордюр, дети показывают свои работы друг другу. Время от времени полезно устраивать в группе выставки таких работ. Постепенно элементы, составляющие бордюр, усложняются: например, можно не закрашивать клеточки в тетради, а рисовать в них какие-нибудь геометрические или другие фигуры — круги, овалы, простейшие элементы растительного орнамента (листочки, яблоки и т.п.). При этом дети сначала рисую чередующиеся фигуры, а потом закрашивают их, соблюдая один из описанных ниже способов.

ЛЕНТОЧНЫЙ БОРДЮР

Ребенку предлагается раскрасить ряд клеточек цветными ка­рандашами. Он:

• кладет перед собой все имеющиеся у него карандаши;

• выбирает любой из них;

• закрашивает подряд либо заданное количество клеточек, либо столько, сколько захочет, и кладет этот карандаш обратно;

• затем берет другой и закрашивает столько же следующих по порядку клеточек и т. д.

По своему желанию он может соблюдать ритмичность цветов или не соблюдать. Если возникнет необходимость прервать бордюр, не закончив строки, то сделать это можно только заданным (или выбранным) количеством кле­точек одного цвета. А если бордюр доходит до конца строки, он завершается тем количеством клеточек следующего цвета, какое помещается до ее окончания.

РИТМИЧНЫЙ БОРДЮР

Количество цветов в орнаменте должно быть кратным трем (3, 6, 9 и т.д.). Но надо, чтобы число цветных карандашей всегда было несколько большим, тогда у ребенка будет возможность выбора цвета.

Например: выполнения 6-цветного бордюра. Перед ребенком лежат семь или более цветных карандашей (все, какие у него есть) и:

• берет для работы и держит в руке шесть карандашей любых цветов;

• выбрав один из них, закрашивает пер­вую клеточку, после чего перекладывает его в другую руку;

• затем выбирает карандаш другого цвета, закрашивает следующую кле­точку — и так все шесть клеточек, например, в следующей после­довательности цветов: красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий;

• затем получившееся чередование снова повторяется в той же последовательности.

Прервать работу, не закончив строки, или завершить ее можно только после окончания цикла из шести выбранных цветов, т.е. закрасив 12, 18 и т.д. клеточек. Группа карандашей из руки кладется на стол или в коробку только по окончании работы как знак ее завершения.

На первом этапеученики закрашивают каждым цветом по одной клеточке,

на втором—-они могут раскрашивать одним том подряд несколько клеточек, число которых определяют своему желанию, но троичный цикл при этом сохраняется.

БОРДЮР «ЗМЕЙКА»

Для этого бордюра выбирается кратное трем количество цветов. Бордюр состоит из двух рядов ритмичного бордюра:

§ первый рядвыполняется точно так же, как в ритмичном бордюре,

§ второй ряд— в обратном направлении, т.е. справа налево, конца строки к ее началу, с соблюдением заданной (или выбранной) последовательности цветов.

Завершается бордюр любым цветом, безотносительно к троичному циклу.

СТУПЕНЧАТЫЙ БОРДЮР

§ Ребенок берет простой карандаш и, отступив от левого края страницы вправо на три клеточки или более, рисует вниз и влево лесенку из четырех ступенек.

§ Пропускает вправо две клеточки и рисует такую же лесенку. И так до конца строки. Ширина лесенки может быть в одну, две, три и более клеточек. Количество ступенек также может быть больше или меньше, чем в данном образце.

§ Закрашивает по горизонтали разными цветами по типу ленточного бордюра. На концах строчек остаются пустые клеточки, которые придают орнаменту незаконченный вид. Логопед помогает ребенку представить, как будут располагаться ступеньки дальше, и изобразить их в усеченном виде.

§ Ребенок заканчивают лесенку самостоятельно.

МНОГОЯРУСНЫЙ БОРДЮР

Задачи выполнения бордюра этого типа — распространять рисунок как по горизонтали, т.е. менять цвета в определенном алгоритме, так и по вертикали (изменять интенсивность цвета от ряда к ряду).

1) Логопед учит детей пользоваться двумя степенями нажима:

§ сильным нажимом, но так, чтобы карандаш не сломался,

§ и совсем слабым.

Затем они пробуют закрашивать бордюр с тремя степенями нажима:

§ слабо нажи­мая на карандаш,

§ нажимая чуть больше

§ сильно.

Это позволяет составлять бордюр уже не из двух или четырех строчек, а из трех или шести.

Можно задавать диапазон развития интенсивности цвета по вертикали, предложив им цветной образец бордюра. При этом дети могут выбрать цвета, не совпадающие с образцом, но их интенсивность должна быть максимально приближена к данной.

Многоярусный бордюр имеет несколько вариантов, обучение которым проходит в следующей последовательности.

 

Чертеж дизайна границы в GetDrawings